|
|||||
Группа ДИАЛОГ появилась в недрах Донецкой филармонии в 1978 году. К этому времени это был уже достаточно известный и сыгранный коллектив, имеющий в послужном списке лауреатство II Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Запорожье. Группа поменяла несколько названий (от "Кодров" и "Гаудеамус"- до "Гуливера" и "Поющих юнг") выступая от разных филармоний (от родной Украины - до Урала и Сибири), но основательности и устойчивости у музыкантов не было. Донецкая филармония заметила талантливую группу на одном из концертов и предложила ребятам работу и относительную творческую свободу. С этого момента название ДИАЛОГ уже не менялось и, как говорит Ким Брейтбург, "была предпринята первая попытка создать что-то серьёзное - написать музыку на хорошие стихи". За несколько месяцев кропотливого труда у группы сложилась целая концертная программа из композиций на стихи П.Элюара, Л.Арагона, А.Вознесенского, С.Кирсанова. Первой же большой творческой работой ДИАЛОГа стал музыкальный спектакль "Слово об Игоревом походе". В конце 1978 года ДИАЛОГ получил заказ Министерства культуры УССР на создание эстрадной оперы. В качестве литературной основы было выбрано "Слово о полку Игореве", либретто написал киевский литератор А.Дмитрук, а поставил спектакль на сцене Донецкого оперного театра В.Мишнев, руководитель киевского театра пантомимы. Но несмотря на успех и тёплый приём публики и благосклонные отклики прессы, опера была снята с проката в 1979 году. Как раз тогда отечественный, ещё подпольный, рок переживал один из самых трудных (особенно в Украине) периодов. Интересно, что в это время в группе играла настоящая духовая секция из трёх человек, покинувшая ДИАЛОГ к концу 1980 года. И к огромному сожалению, записей спектакля скорее всего не сохранилось. Но Судьба улыбнулась в этот нелёгкий год музыкантам. С помощью Донецкого джаз-клуба, ДИАЛОГ получает приглашение на фестиваль "Весенние ритмы. Тбилиси-80". На суд слушателей и жюри была представлена новая монументальная работа на стихи Семёна Кирсанова "Под одним небом", носившая неформально антивоенный характер. Отмечу, что 1980 год выдался в стране тревожным - следуя "интернациональному долгу" руководство страны осуществило ввод советских войск в Афганистан. ДИАЛОГ выступал с новой программой первыми на Фестивале, сразу после его открытия, в субботу 8 марта в 20:00. К огромному сожалению, по условиям фестиваля световое оформление было запрещено, но несмотря на это, спустя неделю жюри назвало Брейтбурга лучшим вокалистом, а ансамбль занял почётное III место. После Фестиваля ДИАЛОГ отправился на гастроли, где на свой страх и риск стал исполнять ту программу, что принесла ему лауреатство, вместо разрешённой филармонией к исполнению, что было весьма рискованно - группу могли за-просто снять с маршрута, и это повлияло на решение ребят перейти на работу в Кемеровскую филармонию (Сибирь). Там обещали обеспечить сносной аппаратурой, однако решающим было другое - там предлагался более высокий уровень творческой свободы, большее доверие к коллективу, административная поддержка в осуществлении его замыслов. В итоге, с конца 1981 года коллектив выступает уже как рок-группа от Кемеровской филармонии. И спустя много лет, после переселения группы в Кемерово, Ким Брейтбург говорит: "Мы нисколько об этом не жалеем". - И с гордостью о директоре филармонии - "Юрий Львович Юровский ("папа Юра") снова - в который раз - готов подставить плечо. А плечо у него надёжное - Юрий Львович один из лучших советских администраторов, к тому же - друг Т.Н.Хренникова. Вот он каков - наш директор филармонии." Несмотря на большой успех в Тбилиси, группа так и не вышла из теневой части нашей эстрады. Сложный музыкальный язык симфо-рок композиций, к тому же на непростые стихи привели к неприятию её частью слушателей, привыкших к коротким и простеньким, быстро запоминающимся песням. Группа, следуя своему названию "Диалог", чутко прислушивается к мнению публики и, в итоге, решает расширить свой репертуар за счёт более демократичной музыки. В результате появляются композиции "Квадратный человек" на стихи Ю.Левитанского, "Только ты" (К.Брейтбург), "Киоск звукозаписи" (Е.Евтушенко) и другие, которые приобретают всесоюзную популярность. Однако это не означает смены выбранного курса - центральное место продолжают занимать серьёзные произведения. В 1982 ДИАЛОГ выходит к зрителям с очередной большой программой "Я - человек" (на стихи народного поэта Литвы Юстинаса Марцинкявичуса). В музыкальном отношении она, во многом, перекликалась с арт-роковыми альбомами GENESIS и YES, хотя Брейтбург, безусловно, обладал достаточно самобытным мелодическим даром, а их исключительно эффектное и органично вписывавшееся в структуру концерта-спектакля лайт-шоу, пожалуй, и до сих пор не имеет аналогов. Пожалуй, именно эта крупная работа вывела группу в "элиту" советского рока. Однако и она официально издананой на пластинке не была, не была даже записана. Сохранились лишь концертные её варианты. В 1983-ем году на всесоюзной фирме грамзаписи "Мелодия" ДИАЛОГ записывает свой первый миньён с песнями "Маргарита" (И.Шаферан), "Сверчок" (А.Тарковский) и "Только ты" Кима Брейтбурга. Пластинка выходит в тираж по номером С62-19403-005. По горячим следам записываются и выходят ещё два миньёна: С62-22409-000 c песнями "Свет в окне" (И.Якушенко-А.Монастырев, О.Писаржевская), "Просто" (С.Васильченко-С.Кирсанов), "Заяц в облаках" (К.Брейтбург-Г.Поженян) и "Любил тебя" (К.Брейтбург-С.Кирсанов) и в серии первых советских сорокопяток пластинка С62-23111-007 с песнями "Поймём потом" (Б.Рычков-И.Шаферан) и "Эверест" (В.Матецкий-И.Шаферан). Похоже все эти записи и легли в основу первого долгоиграющего альбома группы "Просто" С60-23477-002 вышедшего в начале 1985 года, представляющая из себя сборник композиций с магнотоальбомов группы "Квадратный человек" и "Просто". Альбом был собран и выпущен "Мелодией" без участия непосредственно группы ДИАЛОГ. "Хотя, для 1984-го года даже подобная компиляция вызывает уважение. "Заяц в облаках", "Просто", "Маргарита"... эти "боевики" (весьма хитовые на время выхода пластинки) давно уже ждали винилового воплощения. Это явная дебютная удача - на альбоме нет неинтересных, проходных песен.", - писал критик Р.Шебалин. Но жизнь не стоит на месте и в 1984 году ДИАЛОГ выпускает трёхчастную рок-контату "Раздели со мной" - тоже на стихи Ю.Марцинкявичуса. С этой программой ансамбль выступает на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве и далее с концертами по Союзу. Вплоть до 1985 года выступления группы чётко делились на две части: первую - серьёзную и вторую - развлекательную. В какой-то момент Ким Брейтбург с друзьями решают, что публика уже готова воспринимать только их крупные композиции и следующая работа "Однажды завтра" на стихи Семёна Кирсанова была построена именно по этому принципу. "Не хочу зависеть от шлягеров. От хитов." - пишет потом Ким Брейтбург, - "Скверное это дело - поддерживать популярность только за счёт создания новых однодневок. Мы решили, что новая концертная программа может обойтись без лёгких песен второго отделения." ДИАЛОГ напряжённо репетирует. Три месяца группа готовит музыку, новую сцену, свет, костюмы. Музыка сложная, ну а о стихах и говорить нечего. Это настоящая многослойная поэзия. Шестнадцать номеров - все разные по стилю и аранжировке. Большие инструментальные проигрыши. Именно здесь в световом оформлении появляется особая камера, "чёрная шкатулка", где при специальном освещении можно было светиться, как призрак, и даже летать. Наконец, объявлены 10 концертов в большом зале филармонии. На приём программы в Кемерово приезжает комиссия из Москвы. После концерта комиссия сидит в глубокой задумчивости. Ничего подобного они не ожидали ни увидеть, ни услышать. Члены комиссии в полной растерянности. В итоге и публика новую концертную программу не поняла. Терпеливо выслушав первое отделение, во втором люди ждали шлягер. А шлягера не было! Были "чудеса", были музыка и стихи - но не шлягер. Для группы такое неприятие и непонимание публикой явилось настоящим ударом. Увы, группа опоздала со своей программой. В перестроечно-разваливающейся стране шёл уже 1986 год. Романтизм первых рок-групп ушёл, а ему на смену катился шоу-бизнес. Точный коммерческий расчёт на большинство, на массу. В газетах уже начинали писать: "Народ сам выберет, что ему слушать!" И, конечно, народ выбрал "Ласковый май". Новое время несло новые идеи. В группе наступил долгий кризис и начались брожения. Однако, популярность группы, по-прежнему, носила культовый характер. С программой "Однажды завтра" ДИАЛОГ успешно выступает на "Рок-Панораме-86" в Москве. ДИАЛОГ пробует себя и в кинематографе. В содрудестве с композитором Гр.Гладковым группа записывает музыку и песни к кинофильму "Поезд вне расписания" (1986). В фильме прозвучали в исполнении ДИАЛОГА песни "Белый конь" c вокалом Павла Смеяна, "Неудачник" (вокал П.Смеян) и инструментальная музыка. В начале 1987 фирма "Мелодия" выпускает в продажу второй альбом группы "Ночной дождь" (С60-24869-004). Пластинка создавалась уже по всем правилам в тесном контакте с музыкантами. На обложке присутствует всё, начиная от хорошего, правильного оформления - до полного перечисления участников записи и фотографий. Пластинка имеет успех. Альбомы с прилавков разлетаются как "горячие пирожки". Но, тем не менее, группу всё-таки покидают старые друзья Васильченко, Никифоров и Шевченко и на их места приглашаются таллинские музыканты из эстонской инструментальной группы РАДАР: гитарист Тоомас Ванем и клавишник Андрей Долгих. Позднее появляется новый вокалист Борис Буров, лауреат конкурса "Золотой Камертон-87". Стиль группы плавно смещается в сторону жёсткого AOR. Весной 1987 ДИАЛОГ представляет звукозаписывающую индустрию СССР на фестивале MIDEM в Каннах. Так получается, что о продвижении и представлении группы в Каннах никто не задумывается. Ответственные сотрудники "Международной книги" махнули на всё рукой, занимаясь в командировке своими делами. Даже стенд СССР ребята оформляли сами. Устроители же выставки изначально "любезно" оформили стенд в виде марширующих на Красной Площади солдат. И это с блеском и фейерверком света в соседних павильонах. Терпению кого угодно приходит конец. "Хотели красных - получайте!" Под таким негласным девизом прошло возмущённое выступление ДИАЛОГА! И, как не странно, оно попало в яблочко. Группу вдруг услышали и увидели. Это был успех! Сразу же после концерта, ещё за кулисами, посыпались предложения на запись пластинок и организацию концертов. Но... увы! Подписывать-то ребята ничего не могли - всем управляла "Международная книга". Так и вернулись с хорошей прессой и приглашениями от организаторов концертов и фестивалей домой. Следующие четыре года ДИАЛОГ провёл, представляя русский рок за границей: группа выступила, в общей сложности, в двадцати трёх странах. Новая программа была по музыке достаточно жёсткой: "Красный рок" понимаш... Зарубежная публика с удивлением обнаруживала вдруг, что рок советкая группа играет лучше очень многих своих родных команд. Но мастерство - не значит оригинальность. Такую музыку на западе играли уже давольно-таки давно. И чтобы засветиться на их поп-небосклоне надо представить некую изюминку, "фишку" - как говорят сейчас. А вот её-то и не было.. Тоже самое произошло и с АВТОГРАФом. Да - хорошо! Да - мастерски! Но - не оригинально! В результате вернувшись через четыре года домой, группы с ужасом замечают, что на Родине о них уже забыли! И музыка а-ля соседняя Европа здесь не нужна. На "Мелодии" записывается и выходит третий альбом группы ДИАЛОГ "Диалог-3" (1988). Самый провальный по мнению многих. В той или иной форме ДИАЛОГ просуществовал до начала 1992, сменил ещё пару вокалистов (один из них Валерий Меладзе из Николаева), но так и не сумев вернуть внимание широкой аудитории, тихо распался. Ким Брейтбург ещё в 1990 открыл в родном Николаеве собственную студию "Диалог" и на протяжение 90-х продюсировал многие записи группы БРАВО, а также поп-певцов Валерия Меладзе, Николая Трубача и т.д. Вот так всё и "рассосалось", господа-хорошие. Эх - нет истории печальнее на свете, чем повесть ... И всё-таки, друзья, закончу я сей обзор вновь словами Кима Брейтбурга: "Записи, как и книги, не исчезают бесследно. Они остаются, если не навсегда, то надолго. Живут сами по себе, независимо от автора. Существуют уже для многих людей, которые, слушая запись, знакомятся с автором, становятся его единомышленниками или оппонентами. Рождается то, что Марина Цветаева назвала сотворчеством. И чем искреннее автор, тем сильнее творческий импульс, посланный им слушателю, читателю, тем скорее проснется дремлющая душа и, быть может, отзовется собственным творческим всплеском". Fremus. июль 2009 |
|||||
|
Последнее
изменение: 20-Июля-2009
|