..     Из истории становления советского школьного образования   .
    
Вернуться к галерее учебников













































Вернуться к галерее учебников












































Вернуться к галерее учебников













































Вернуться к галерее учебников
1918
Согласно декрету, принятому 20 января 1918 г. Советом народных комиссаров (далее СНК) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковноприходская школа была преобразована в 1919 г. в школу первой ступени. Это была начальная школа с пятилетним сроком обучения (с 1923 г. - с 4-х летним), свободная от церкви, подчиненная отделу народного образования и НК просвещения. Одной из важнейших задач государства было преодоление неграмотности населения. Сделать всех грамотными - такова была задача школы I-ой ступени. Реорганизована позднее в начальную школу.
Постановлением НКП от 31 октября 1918 г. "О школах национальных меньшинств" закреплено право всех национальностей, населяющих РСФСР, организовывать обучение на родном языке, при этом, с целью культурного сближения и развития классовой солидарности ввести обязательное изучение языка большинства данной области.
1923
Сформирована первая структура школьного образования в единой трудовой школе, закреплённая декретом СНК РСФСР от 18 декабря 1923 года в "Уставе единой трудовой школы". В единой трудовой школе обучаются совместно дети обоих полов. Школа состояла из двух ступеней и девяти групп (классов). В первую (самую младшую) группу школы 1-й ступени принимались без испытаний дети восьмилетнего возраста. В остальные группы правила приёма-перехода определялись особыми положениями, утверждаемыми Народным Комиссариатом Просвещения. Основная поставленная задача единой трудовой школы - "дать детям возможность приобрести знание и навыки, необходимые им для разумной организации как своей личной жизни, так и жизни в обществе трудящихся."
Единая трудовая школа разделялась на две ступени:
     1) школа 1-й ступени для детей от 8 до 12 лет включительно, содержала четыре возрастных группы (класса) и
     2) школа 2-й ступени для детей от 12 до 17 лет включительно, содержала пять возрастных групп (классов) учащихся. При этом "школа 2-й ступени должна включать в себя два законченных концентра: первый обнимает первые три года обучения (до 7-го класса); второй - два последних года обучения."

С 1929 года
в школе появляется дополнительная старшая группа (или 10-й класс).

1930
Введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение (постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 г.)
1933
Установлено, что по каждому отдельному предмету должен существовать единый обязательный учебник, утверждаемый Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом. (Постановление ЦК ВКП(б) от 12 февраля 1933 года «Об учебниках для начальной и средней школы»). До этого каждая школа училась по своему комплекту книг и рабочих тетрадей, часто совершенно разных авторов. Постановлением указано "немедля прекратить издание так называемых “рабочих книг” и “рассыпных учебников”, подменяющих действительные учебники и не дающих систематических знаний по проходимым в школе предметам" и "обеспечить на деле издание стабильных учебников, рассчитанных на применение их в течение большого ряда лет (родной язык, математика, география, физика, химия, естествознание и т. д.), приурочив их издание к 15‑му июля 1933 г. с тем, чтобы ввести их в дело с начала учебного года — 1-го сентября 1933 года."
1934
Закреплена обновлённая структура советской начальной и средней школы (Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года «О структуре начальной и средней школы в СССР»):
    - с
уществующую при некоторых школах нулевую группу для детей 7-летнего возраста переименовать в приготовительный класс.
    - начальная школа (классы с 1 по 4 включительно). В 1-й класс принимали детей с восьмилетнего возраста.
    - неполная средняя школа (классы с 1 по 7
включительно),
    - средняя школа (классы с 1 по 10 включительно)
Установить, что окончившие неполную среднюю школу имеют право преимущественного поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу имеют право преимущественного поступления в высшие учебные заведения.
1940
Постановленим СНК СССР от 2 октября 1940 года № 1860 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» введена плата за обучение для всех учащихся 8-10 классов средних школ, студентов вузов, техникумов и училищ. (отменена в 1956 году). При этом обязательное гарантированное семилетнее образование оставалось бесплатным.
      "Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся.
         1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
         2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
                 а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
                 б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год."
1943
Введено раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательной школе. (просуществовавшее 11 лет до 1954 года)
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР N 789 от 31 мая 1943 года "О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров собзных и автономных республик и крупных промышленных городов".
Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения "не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении". Здесь имелись в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находившихся в рамках единых коллективов.

Постановлением
Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 августа 1943 года утверждены Правила для учащихся, состоящие из 20-и пунктов, за нарушение которых учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы.
1944
В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О приёме детей семилетнего возраста в школы»  от 8 сентября 1943 г. №964 предложено Совнаркомам союзных республик ввести повсеместно с 1944/45 учебного года обязательное обучение детей семилетнего возраста в начальных, неполных и средних школах. До этого момента в школу принимали детей с 8-и лет.

Начиная с 11 января 1944 года в целях более точной оценки успеваемости учащихся, повышения требовательности к качеству их знаний, вводится цифровая пятибальная система оценки успеваемости и поведения учащихся. До этого в школах использовалась словестная система оценки - отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. (
Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 января 1944 г. "О введении цифровой пятибальной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы")
1948 Утверждён и принят первый вариант обязательной школьной формы.
У девочек - шерстяные коричневые платья (ниже колен) с белыми манжетами на рукавах, кружевными съемными отложными воротничками и чёрным (белым - по праздникам) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты.
У мальчиков - серая гимнастёрка со стоячим воротником на пяти пуговицах, серые брюки, фирменная фуражка с кокардой жёлтого металла на которой изображены лучи солнца с рифленой буквой «Ш», окруженные лавровыми ветвями и чёрный кожанный ремень с бляхой
жёлтого металла с тем же рисунком, что и на кокарде.
Новая форма учащихся школ была платной и приобреталась учащимися за свой счет, в отличие от формы учащихся ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ. Введение формы состоялось (в мужских школах, в отличие от женских) не единовременно, а постепенно — от младших классов и непосредственно первоклассников (с 1 сентября 1948 года) к старшим классам. Ношение формы требовало её содержания в полном порядке: гимнастерка, фуражка, брюки должны были быть вычищены и тщательно выглажены). Эта форма просуществовала до конца 1962—1963 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме.
1952 XIX съезд ВКП(б) поставил задачу приступить к осуществ­лению политехнического обучения в средней общеобразовательной школе и провести мероприятия, необходимые для перехода ко всеоб­щему политехническому обучению. Решение этой задачи потребова­ло дальнейшего усовершенствования учебных планов и программ. Академия педагогических наук РСФСР сформулировала два основных положения, на которых долж­на строиться система политехнической подготовки:
   - политехническое обучение необходимо в целях дальнейшего по­вышения воспитательного значения общеобразовательной школы. Школа должна закладывать фундамент общей, трудовой и техничес­кой культуры работника производства;
   - политехническое обучение не заменяет профессионального, но облегчает овладение профессиональными знаниями и навыками, со­здает условия для свободного выбора профессии.
     Исходя из этих общих положений, ученые-педагоги начали разра­ботку учебных планов и программ. В них предусматривались уроки ручного труда в начальных классах, практические занятия в школь­ных мастерских и на пришкольных учебно-опытных участках, прак­тикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству, механической и химической технологии, агрономии, которые долж­ны были войти в содержание политехнического обучения в общеобра­зовательной школе. Результатом этой деятельности стал новый учебный план, введен­ный в 1955/56 учебном году в массовой школе.
1954
Возвращение к совместному обучению мальчиков и девочек. Постановлением Совета Министров СССР «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов» от 01 июля 1954 года в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано.
1956 В результате долгой работы в мае 1956 года утверждён и принят новый свод правил орфографии и пунктуации и орфографический словарь (ввод в действие - с начала нового учебного года 1 сентября 1956 г.). К моменту появления этих Правил в стране действовал «Декрет о введении новой орфографии», утвержденный Совнаркомом 10 октября 1918. Поскольку ни одна из институций, утверждавших Правила 1956 г., не была в праве отменять это законодательное распоряжение, декрет продолжал действовать, а Правила 1956 г. можно рассматривать как внутриведомственный документ АН СССР, Минвуза СССР и Минпроса РСФСР. Разумеется, общепринятая интерпретация Правил 1956 г. была иной: они считались обязательными даже для тех письменных практик, которые не были включены в сферу действия декрета Совнаркома.
В результате появились два основных документа: изданные в 1955 году и утвержденные в 1956-м Академией наук, Министерством просвещения РСФСР и Министерством высшего образования «Правила русской орфографии и пунктуации» - первый официально принятый свод правил, обязательный для всех, пишущих по-русски, и «Орфографический словарь русского языка с приложением правил орфографии» 1956 года на 100 тысяч слов, под редакцией Сергея Ожегова и Абрама Шапиро.
Все изменения правил должны быть учтены и исправлены во всех новых школьных учебниках:
- уменьшено число слов с цы в корне (убраны цыбик, цыновка, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь);
- итти > идти, притти > прийти, вытти, выду, выдь > выйти, выйду, выйди; эксплоататор > эксплуататор и т.д.
- изменена постановка о/ё после шипящих и ц: шопот > шёпот, жолудь > жёлудь, жолоб > жёлоб....
- изменены некоторые дефисные написания: то-есть > то есть, -же > же, -ли > ли,  во время > вовремя, до чиста > дочиста ....
- буквенные аббревиатуры только без точек: С.С.С.Р. > СССР
- больше не допускаются сокращения на гласную или двойную согласную.. и т.д. согласно новым Правилам.
1956
Отменена временная плата за обучение в старших классах общеобразовательной средней школы, установленная 16 лет назад.
6 июня 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». Получение любого образования в Советском Союзе вновь стало полностью бесплатным. Совет Министров Союза ССР постановил: "В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР."
1958
24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.
Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо обязательного семилетнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Переход на него полностью был осуществлён лишь к 1963 г. Восьмилетняя школа, должна обеспечить более основательную, чем семилетняя, подготовку своих выпускников, дать им соответствующие общеобразовательные и политехнические знания и воспитать психологическую готовность к труду. Полное среднее образование было увеличено на один дополнительный класс с 10 до 11 лет обучения. Предусматривалось осуществлять его на основе соединения обучения с трудом. Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве и по окончании средней школы наряду с аттестатом зрелости выпускники получали свидетельство о специальности. Воз­никло даже особое название этого периода — «эпоха НТР» (научно-технической революции).
       На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. Но самым печальным оказался значительно сниженный уровень общеобразовательной подготовки учащихся. Поэтому в 1964-1966 г. школа вновь вернулась к 10-летнему сроку обучения.
В 1966 году принимались "двойные" выпускные экзамены у 10-х и последних 11-х классов.
1960 В целях дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляет считать необходимым с 1 сентября 1960 года наряду с развитием школ-интернатов, как учебно-воспитательных учреждений высшего типа, создание школ с продлённым днём, в которых дети будут находиться под наблюдением педагогов в течение всего дня, пока их родители трудятся на работе; организовать двухразовое горячее питание для всех детей продлённого дня (платное) и дневной сон для детей 1-2 классов с ослабленным здоровьем. (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. "Об организации школ с продлённым днём")
1961 Третьей Программой КПСС, принятой на XXII съезде партии (октябрь, 1961 г.), выдвинута задача в ближайшее десятилетие осуществить переход к всеобщему обязательному десятилетнему среднему образованию: "В течение ближайшего десятилетия осуществить обязательное среднее общее и политехническое одиннадцатилетнее образование для всех детей школьного возраста и образование в объеме 8 классов для той части молодежи, которая занята в народном хозяйстве и не имеет соответствующего образования; в следующем десятилетии будет предоставлена для всех возможность получения полного среднего образования."
1963 Изменение обязательной школьной формы у мальчиков. Уже первые годы эксплуатации старой формы образца 1948 года показали её непрактичность — в условиях использования чернил и перьевых ручек кляксы на рукавах стали неизбежным спутником ученика.  С начала 1960-х годов в рамках продолжающейся оттепели форма была изменена в сторону отхода от «военизированности». Мальчики получили серый полушерстяной пиджак с тремя чёрными пластмассовыми пуговицами и полушерстяные брюки в тон. Фуражки были заменены мягкими серыми или тёмно-синими беретами, как у Мурзилки в одноимённом журнале. В жаркую погоду допускалось, хотя и не приветствовалось, ношение укороченных бриджей и шорт. В младших классах было принято нашивать белый воротничок поверх пиджачного. Из-за плотного полушерстяного материала форма легко скользила по перилам и ступенькам, чем часто пользовались мальчишки, устраивая всевозможные состязания и развлечения. Образовывающиеся катышки шерсти использовали в игре на подоконниках, хлопками гоняя получившиеся шарики в ворота соперника. Форма для девочек осталась прежней.
1964
В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 10 августа 1964 года N 665 "Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением"  начиная с 1964 и кончая 1966 г. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой. Одиннадцатилетнее обучение было сохранено в вечерних (смен­ных) общеобразовательных школах страны, так как сокращение срока обучения в них могло отрицательно сказаться на качестве подготовки выпускников этих школ. Но в основном, нововедённый 11 класс после пяти лет экспериментов был ликвидирован. Последний его выпускной экзамен был в 1966 г.
1965
С 1 сентября 1965 года установлен повсеместно регулярный бесплатный проезд всех школьников, проживающих в сельской местности, в школу и обратно к месту жительства.  ( Постановление Совета Министров РСФСР "О бесплатном проезде школьников, проживающих в сельской местности" от 26 августа 1965 года.)
1966
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 10 нояб­ря 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобра­зовательной школы» Министерству просвещения СССР и Министер­ствам просвещения (народного образования) союзных республик поручалось ввести в общеобразовательных школах новые учебные пла­ны и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры.
Новый учебный план 1966 г. , сохраняя в целом сложившееся соотношение предметов гуманитарного и естественно-мате­матического направлений, был дополнительно скорректирован в течение последующих лет. Так,  в V—VII и X классах была введена летняя трудовая прак­тика; в 1970 году в IX классе -  новый предмет "начальная во­енная подготовка" для совершенствования военно-патриотического воспитания и подготовки старшеклассников к службе в рядах Советской армии, а в VII классе добавлен для изучения совершенно новый пред­мет — «Основы Советского государства и права».
    Указанным Постановлением Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР было поручено создать при Центральном телевидении и телевидении союзных республик студии учебных телепередач для общеобразовательных школ ( появляется 4-й канал учебного телевидения), а Министерству просвещения СССР в шестимесячный срок разработать и внести в Совет Министров СССР проект нового Устава средней общеобразовательной школы. Детей в 1-й класс по нему стали принимать уже с семи полных лет, в отличие от предыдущего Устава 1933 года, когда в школу поступали с восьми годов от роду.
1968 Перевод общеобразовательной школы на новые учебные планы потребовал совершенствования и создания новых учебников и учебных пособий. Совет министров СССР принимает 3 июня 1967 года специальное постановление № 502 «О мерах по улучшению подготовки и издания школьных учебников и обеспечения ими учащихся». В нём Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР указывалось разработать научно обоснованные требования к содержанию и объёму школьных учебников и «организовать подготовку рукописей стабильных школьных учебников по основным дисциплинам учебно­го плана средней общеобразовательной школы». В результате этого 23 февраля 1968 года утверждается «Типовое положение о конкурсах на создание учебников для общеобразовательных школ СССР». Основные требования к новому учебнику: высокий идейно-тео­ретический уровень, соответствие школьным программам, простота и доступность изложения материала, соблюдение установленного объёма, оснащение учебника необходимым методическим аппаратом и др. К рецензированию рекомендовалось привлечь видных ученых, профессоров и опытных учителей. Дополнительным немаловажным стимулом для подготовки высококачественных учебников для учащихся общеоб­разовательной школы выступает поста­новление № 639 Совета министров СССР от 11 августа 1969 года «Об учреждении четырех Государственных премий СССР за создание учебников для высших, средних специальных и средних учебных заведений». В итоге, сотрудниками НИИ содержания и методов обучения Акаде­мии педагогических наук СССР уже к 1971 г. было представлено на рассмотрение и конкурс 53 новых учебника для общеобразовательной школы и 124 учебных пособия для учителей, а начиная с 1970 г. ежегодно стала утверждаться премия «за создание наиболее вы­дающихся, получивших широкое общественное признание учебников для средней школы».
1969 Реформой школьного образования изменена структура начальной и средней общеобразовательной школы СССР :
- начальная школа сокращена с четырёх до трёх лет обучения ( обучение c 1-го по 3-й классы) ;
- неполная средняя школа увеличена за счёт начальной (4 класс) на один год дополнительного обучения (с 4-го по 8-й классы) ;
- средняя школа (завершающее обучение с 9-го по 10-й классы).
В результате проведённой реформы четырёхлетнее обучение в начальной школе СССР стало 3-х летним, добавляя дополнительный год для расширенного изучения предметов в старших классах. Первоклассники, пришедшие в школу в 1969/70 учебном году, учились уже по новой трёхлетней программе начальной школы, используя для обучения совершенно новый комплект учебников. Старшие же классы, уже начавшие обучение ещё по старой программе, продолжили его завершение по старым учебникам. Основная, поставленная Партией задача была в "реорганизации начальной школы навыков в школу развития".  Изменения были большими. На смену прежнего курса арифметики приходит комплексный курс, состоящий из арифметики, алгебры и геометрии, получивший название «Математика». Естествознание заменено курсом природоведения, которое стало изучаться сначала с 3-го класса, а с 1975 года - со 2 класса. В 1-м классе дети знакомились с отдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений по специальному дневнику наблюдений за природой. Изменению подверглись учебники русского языка и чтения.
Такая структура школьного образования в СССР продержалась все последующие 20 лет, практически до самого распада страны. Возвращение к 4-х летней начальной школе, с вынужденным сдвигом всех последующих кассов с 4-го по 10-й на год вперёд, произошло только в 1989 году.
1970 Одобрен новый "Устав средней общеобразовательной школы" (Постановление Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 г. № 749.)  Одной из главных задач было - "давать учащимся общее среднее образование, отвечающее современным требованиям общественного и научно-технического прогресса, добиваясь получения учащимися прочных знаний основ наук и умения самостоятельно пополнять их". Среди прочего закреплено, что "в первый класс школы принимаются дети, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполняется 7 лет".
1975 В 1975 г. общеобразовательная школа в очередной раз совершила переход на новый учебный план и модернизированные программы. Это означало корректировку комплектов учебников и пособий для учащихся и учителей (дидактические материалы, книги для учителя, литература для внеклассного чтения, комплекты учебно-наглядных пособий и т.д.). Новый учебный план, программы и учебники в целом призваны были обеспечить дальнейшее повыше­ние идейно-теоретического уровня преподавания основ наук и каче­ства знаний учащихся. Курсы гуманитарных наук должны «более фун­даментально раскрывать коренные преимущества социалистического строя и советского образа жизни, достижения советского народа в развитии экономики, науки и культуры, в освоении и охране при­родных богатств». Усиливалась профессионально-ориентационная работа с учащимися. Преподавание естественно-математических дис­циплин должно в большей мере влиять на «формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения». Самостоятельное значение приобрели лабораторные и практические работы и учебные экскурсии в целях повышения научно-теоретического потенциала урока, развития познавательной активности учащихся.
    В решении коллегии Министерства просвещения СССР от 19 марта 1977 года «Об итогах выпускных (в школах) и вступительных (в вузах) эк­заменов по математике и физике и выводах, вытекающих для совер­шенствования школьных курсов» отмечалось, что уровень знаний аби­туриентов возрос, повысилась общая математическая культура, более содержательной стала трактовка физических явлений, абитуриенты по­казывали способность к обобщениям, что в большей мере было, конечно, заслугой учебных программ самого конца 60-х (ведь выпускники 1977 года учились именно по ним). В целом, деятельность ученых, органов народного образования по совершен­ствованию школьного обучения дала положительные результа­ты.
1977
Новой Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР, законодательно закреплено осуществление всеобщего обязательного среднего 10-летнего образования молодежи (ст.45). Также Конституцией закреплено Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего. Государство через систему распределения гарантирует трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения.
   В Советском Союзе, с целью обеспечить доступность образования для всех категорий граждан, впервые в мире была создана система заочного образования, охватывающая все образовательные уровни и до настоящего времени не имеющая мировых прецедентов.
1976
Очередное и последнее изменение школьной формы. У мальчиков появились полушерстяные синие костюмы под модную тогда "джинсу" с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Костюмы различались фасоном для неполной (до 8 класса) и старших классов средней школы, с различными нашивками-эмблемами на левых рукавах и алюминиевыми большими пуговицами. У девочек остались неизменными шерстяные, коричневые школьные платья и черные (или белые по праздникам) фартуки. Разрешено было только немного укорачивать длину платья (чуть выше колен). И это неясное "чуть" позволяло по-разному трактовать ширину загиба (напомню, что в мире царствовала эпоха мини юбок в то время). Позднее к началу 80-х был введён новый костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить (по сезону) либо с пиджаком, либо с жилетом (поверх сорочки), либо весь костюм сразу. К форме полагалось надевать туфли, ношение спортивной обуви запрещалось. Эта форма продержалась до развала СССР.
1984 Начало 1980-х гг. ознаменовалось новыми попытками начать очеред­ную образовательную реформу. Министерство просвещения СССР по решению партийного руководства страны планирует трансформацию отечественного об­разования в целях сохранения образовательного паритета с США. Напомним, что в Штатах за год до этого (в 1983 году) уже был принят доклад «Страна в опасности» Комиссии по усовер­шенствованию образования, наметившей широкомасштабную реформу в Америке. Отстать, значит было проигать.
По­ложения предстоящей советской реформы были сформулированы в «Основных на­правлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984). Исходя из этого документа, а также последующего постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 29 апреля 1984 года «О дальней­шем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы», Минис­терством просвещения СССР был разработан и утвержден новый «Типовой учеб­ный план общеобразовательной школы», согласно которому в сред­ней школе вновь должен быть осуществлён переход на 11-летний срок обучения, и в нее стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста. Завер­шить переход школы на этот учебный план планировалось за шесть лет к 1990 году, а полная смена учебников ожидалась в 1989 году.
    Одной из основных и приоритетных задач реформы 1984 г. была задача уравнивания шко­лы и системы профессионально-технического образования с точки зрения целей, задач и уровня обучения. На школу вновь возлагались функции разносторонней профессиональной подготовки на уровне СПТУ. Для реализации этой идеи была расширена и усовершенство­вана сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в ко­торых старшеклассники обучались раз в неделю одной из рабочих профессий. Но, в связи с началом в 1985 году политического курса так называемой "перестройки" и очередным изменением приоритетов в области образования про­изошел отказ от многих положений по сути еще не начавшейся ре­формы.
1989
Завершён возврат к 4-х-летней начальной школе, 9-летней неполной и 11-летней средней. Вновь появляется неприжившийся в 60-е 11-ый класс со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. (4-й стал пятым, 5-й - шестым и т.д. до 10-го, который стал одиннадцатым) .
1989 год - начало образования негосударственных школьных учереждений со своей программой обучения - лицеев и гимназий. То, от чего старательно и кропотливо уходили
большевики в далёких 30-х годах, добиваясь удивительных успехов в народном образовании и просвещении, ликвидировано ново-буржуазными либералами.
(для возврата к галерее учебников нажмите на рисунки книжных стелажей)

Если Вам понравилась наша работа, Вы можете поддержать дальнейшее развитие сайта пожертвованием проекту
.

Вернуться к галерее учебников













































Вернуться к галерее учебников













































Вернуться к галерее учебников













































Вернуться к галерее учебников
На начальную страницу
Из истории развития Советского школьного образования
Создание :
17-Апреля-2018
г. Fremus.
Владелец оригинала : Fremus.
При использовании любых материалов сайта http://fremus.narod.ru ссылка на первоисточник обязательна.
Последнее изменение:
29-Октября-2019 г.
Яндекс.Метрика