Оригинал статьи находится по адресу https://zdamsam.ru/c24596.html .

ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА:

1960-е гг. ЖУРНАЛ «РТ» (фрагмент статьи)

 
...Более успешным и по графике, и по информационной матрице стал журнал «РТ» («Программы радио и телевидения», 1966 – 1967), выходивший тиражом 100 тысяч экземпляров. В строгом смысле это был анонс трёх программ телевидения и трёх радиопрограмм — всего тогдашнего богатства телерадиовещания. В одном из инетсообществ фотографиям обложек журналов, в том числе «РТ», предпослан стих «Терпкий запах советских реалий | И журналов зачитанных пыль | Мы старательно так забывали, | Что никто до сих пор не забыл». Информации о журнале мало, в одном из материалов Википедии о большом фотографе Игоре Ивановиче Гневашеве сказано: «1965 — начинает работу фотокорреспондентом в прогрессивном в те годы журнале «РТ» Гостелерадио». Отдельные факты, упоминания можно найти в различных мемуарах. В 1988 г. в авангардном молодёжном выпуске журнала «Театральная жизнь» (1988 № 24) был помещён небольшой (2,5 полосы) материал об «РТ», в котором констатировалась выдающаяся роль журнала и минимум сохранившихся сведений о нём.

Журнал — феноменальное явление культуры, общественно-политической жизни и второе дизайнерское издание в «арчеровском» смысле слова – то есть Дизайн с большой буквы. Он имел собственное отличное от всех лицо, собственную идеологию, мировоззрение и представление о методах подачи информации. Будучи изданием Гостелерадио СССР, журнал формировался сетевым, как сегодня бы сказали, кругом авторов, интеллектуалов, художников.[162] Это обеспечило ему редкую популярность в среде передовой молодежи, творческой элиты и равнодушие, даже неприязнь обывателей, в том числе чиновных. «РТ» обозначил разрыв между двумя советскими культурами 1960-х гг. — небольшой частью инновационной, нацеленной на перемены и модернизацию, и традиционной, ориентированной на шаблон и равнодушной к новому.

Вспоминает один из сотрудников журнала: «Я видел этот внушительных размеров с яркой необычной для того времени обложкой еженедельник, листал его и удивлялся его смелым материалам. Меньше всего он походил на издание, которое обязано информировать читателей о содержании радио- или телевизионных программ на неделю. Не похож был он и на теперешние «7 дней» или «Антенну». Мастерски написанная публицистика, захватывающие очерки о художниках или музыкантах, наконец, очень толковые анонсы передач, которые можно будет послушать или увидеть, делали журнал заметным явлением тогдашней общественной жизни»[163].

Николай Митрофанов: «Задуманное издание мыслилось как красочный общественно-политический журнал небольшого объема (16 полос), но крупного формата — в полполосы большой газеты, что позволяло броско подавать художественные иллюстрации. Уговорив элитного дизайнера, специализировавшегося на внешнеторговой рекламе, Николая Кирилловича Литвинова пойти на должность главного художника (это была его первая в жизни штатная работа), закоперщики еженедельника заполучили оригинальнейший макет, успешно решающий проблемы размещения ТВ-программ и дающий возможность ярко представлять журналистские произведения разных жанров, достойное место отвести фотополотну, подборке репортажных снимков, сочетать все это с рисунками.

Николай Кириллович привел отличных исполнителей своего проекта: Юрия Колюшева, Михаила Верхоланцева, Алексея Шторха. Большая часть усилий по раскрутке издания легла на плечи фотоотдела, на заведование которым пришел Эдуард Кравчук, в чьем штате с первых дней работал такой корифей мирового уровня, как Николай Рахманов, а также ряд других талантливых мастеров светописи: Нина Свиридова, Игорь Гневашев, Виталий Арманд, Роберт Папикьян. Свои лучшие работы давали в журнал известнейшие мастера, работавшие в цвете и "черно-беляки": Александр Макаров, Всеволод Тарасевич, Лев Устинов и другие»[164].

Журнал стал одним из центров творческой жизни Москвы 1960-х гг. Редактором «РТ» был назначен Борис Ильич Войтехов [165], собравший вокруг себя ярких литераторов, художников, фотографов, скульпторов — творческих людей из всех цехов. Такая синергичная группа дала взрывной эффект. На страницах издания появились начинающий модельер Вячеслав Зайцев и скульптор Эрнст Неизвестный, писавший о праздничном оформлении городов; руководитель студенческого театра МГУ Марк Захаров и великий театральный критик Констнтин Рудницкий; знаменитый кукольник Сергей Образцов, писатель и литературовед Виктор Шкловский, Фазиль Искандер и многие другие.

«РТ» вводил читателей в мир современных технологий и общественных явлений, здесь публиковались социологические исследования и материалы по психологии. Благодаря сотрудничеству с мыслящими историками искусств Марией Чегодаевой, Андреем Золотовым, Дмитрием Сарабьяновым, Александром Каменским, на последней обложке и страницах разрасталась галерея мирового искусства всех эпох. Литературный отдел (заведующий – будущий знаменитый драматург Михаил Рощин) открывал читателям мировую поэзию и прозу, в том числе новую и подцензурную.

Но главное было в дизайнерском решении журнала, визуальном языке, опиравшемся на новую графику поп-арта, коллажа, квазикомпьютера и фотомонтаж. Изобретательная верстка текста и изображений, шрифтовое богатство, непривычное использование диакретических знаков, символов, выеликолепные фотографии лучших мастеров прошлого и современных создавали зрелище — бесконечное визуальное шоу с точнейшими обложками, динамичной структурой, огромными разворотами формата А 2 в центре и «музейно-галерейной» последней обложкой.

Журнал «РТ» искал новый способ отношений между изданием и читателем. Он реализовал непривычный подход к полосе, макету, подаче информации. Его основным методом стала визуальность, а не только слово, вернее, визуальная аранжировка и интерпретация слова и изображения. Это был тип проектного мышления, в котором слово и изображение были многослойными.

Мотором проекта был Б.И. Войтехов: «Мятущийся характер Бориса Ильича далеко не всем пришёлся по вкусу. Постоянно выстраивая планы оригинальной подачи материалов, он ориентировал на яркость решений, на риск, на динамизм, на проламывание брешей в заскорузлых порядках. Он "пробил" впервые съёмку ночной Москвы, решительно заменял подготовленные тексты, отчего секретариатчики отчаянно впивались пальцами в свои лохмы.

От него исходила мощная самореклама, он был асимметричен, порой безумно остроумен. Он жил по законам собственной драматургии, не без основания полагая, что людиэто в основном актеры, с которыми можно говорить по делу, а можно и сыграть в дело. Он сам признавался, что дом Гоголя его преображает. Да это и чувствовалось, как только он появлялся на втором этаже, перемещаясь по священной территории перегороженных анфилад барских комнат. Шаги его слышались издалека, они были чётки и уверенны. Отдававшиеся тут же распоряжения завораживали властной интонацией. Если ему надо было высказать неудовольствие, он никогда не бывал грубым. С ледяным спокойствием он ронял несколько фраз и замыкался в себе.

Но этой редкостной фигуре не была чужда и проникновенность, он способен был спонтанно обрушить на человека комплименты, которых от него, казалось, и ждать было невозможно».

Журнал «РТ» одним из первых раскрыл и донес до зрителя и читателя, долго жившего в цензурных рамках, поэзию «серебряного века» и неизвестную советскую, русскую живопись XVIII в., древнерусскую иконопись или живопись Возрождения. Он показывал современные города и мир, место телевидения и масс-медиа в жизни.

Н. Митрофанов: «Привлекательный внешне и свежий по содержанию журнал при 100-тысячном тираже разлетался мгновенно. Читателям нравились смелые поп-артовские зачины номеров, подбор произведений изобразительного искусства на 4-й обложке (самая устойчивая рубрика "Из собрания "РТ"), масштабные фоторазвороты, изысканная стилистика иллюстративных рядов и графических решений. Редакция пользовалась исключительно своими специально заказанными шрифтами и элементами оформления. Поэтому не случайно в некоторых изданиях все чаще замелькали и соответствующие заимствования. Но обскакать Литвинова с его фирмой было невозможно».

Действительно, графические приемы из «РТ» тиражировались в разных изданиях, плакатах, студенческих работах — мои коллеги вспоминали, как использовали в курсовых проектах вырезки и графические приемы журнала.

«РТ» — проект большого коллектива мастеров до сих пор остаётся актуальным примером смелого разрушения стереотипов во имя правды, жизни и красоты. Обыденность представала чрезвычайно яркой, поэтичной и удивительной. Факты истории открывались с непривычной точки зрения.

Журнал был, как говорят, ликвидирован в 1968 г. (вероятнее – в 1967) идеологическим секретарем ЦК М.А. Сусловым за излишнюю самостоятельность позиции редколлегии и авторов. Бумага и типография перешли другому изданию – «Сельская молодежь». Но «РТ» заложил принципы отечественного графического дизайна, показал силу проектных подходов. Журнал нашел способы интеграции проектирования, общества, культуры, истории в современной медиаматрице. Дизайн стал инструментом медиализации жизни.

Обложки журнала точно выражали скозную идею номера. Например, на обложку 29 номера за 1966 г. вынесен чёрно-белый текст сообщения ТАСС «Провал фашистского плана окружения и взятия Москв ы», набранный аскетично изысканной крупной контрастной антиквой. На обложку 27 номера к Дню ракетных войск и артиллерии помещено фото Царь-пушки и текст «Она ни разу не выстрелила». Мысль и текст развиваются на внутренней полосе. Здесь уникальная фотография баллистической ракеты в шахте и текст «Хорошо бы и эта... Но если …»

Великолепная жёсткая графика разворота применена в одном из номеров об освещении американскими СМИ войны во Вьетнаме: «Отредактированная война. Эскалация лицемерия». Здесь помещены две точных фотографии: слева жесткое циничное лицо американского солдата и текст президента ДРВ Хо Ши Мина на вьетнамском и русском языках: «Они проводят политику сжигать всё, убивать всех и уничтожать всё». Иллюстрация на правой полосе – широко известная фотография страдающей вьетнамской матери, прижимающей к себе маленького ребенка, и текст президента США Л. Джонсона на языке оригинала и в переводе на русский: «Наша цель во Вьетинаме не война, а мир. Мы продемонстрировали всеми способами, которые имеются в нашем распоряжении, стремление к тому, чтобы гибель людей прекратилась». Контраст слов и документов, поддерживается строгим рубленым шрифтом и двуязычием, становится наглядным событием. Сама информация о том, как же СМИ освещают позорную войну, занимает меньше всего места — две небольших колонки в центре.

Или рассмотрим полосную фотографию Гунара Бинде: лицо девочки, держащей в руках старенькую куклу. На её лице из папье-маше даже потрескалась шпатлевка. На тёмном фоне вывороткой врезан фрагмент великолепной поэмы Дмитрия Кедрина «Кукла», которая посвящена судьбе девочки в вихрях старо-новой жизни. Но приведённые редакцией строки точно совпадают с фотографией Г. Бинде и придают ей временнỳю широту: «… Пес мой куклу изгрыз, | На подстилке её теребя. | Кукле много недель, | Кукла стала курносой и лысой. | Но не все ли равно, | Раз она взволновала тебя!» Каким нужно обладать тактом, умом и информацией, чтобы к этой выдающейся по человечности и истинной красоте фотографии найти безупречно идентичный пронзительный текст советского поэта 1930-х годов (трагически погибшего: в трамвае вступился за женщину, которую оскорблял хулиган).

Полоса журнала «РТ» с проблемным материалом «Убьет ли телевидение кинематограф?» сверстана вручную. Для тогдашней типографии работа с большим числом коллажей, нелинейной версткой шрифта и знаков — каторга. Тем не менее, авторское решение художника присутствует на каждой странице. На полосе о проблемах отношений мужчины и женщины «Утро вечера мудренее?» помещён коллаж из фотографики фигур и подчинённого их компоновке текста.

Полоса «Париж в вашем доме» — просто фотография (рядом материал «Фауст — первый фотограф»). Она показывает Елисейские поля, главную улицу Парижа, кафе, бульвары, город после дождя, машины, фонари, гуляющих людей. Влажно и сыро, кафе полуоткрыты, а рядом — рабочие в жёлтых робах закуривают сигареты. Какой композиционный приём использован? Контраст — смысловой контраст, ещё и цветовой, и масштабный, и стилевой. В графике применена виньеточка, как бы случайная, но органичная, наделящая современные фотографии налетом историзма.

Материал о революции подаётся с текстами-аллюзиями, подвёрстанными к крупному заголовку: «Революции цивилизации». Подзаголовки: «Первые революционные выступления. Где и когда они произошли? Слово «свобода». Когда человек впервые начертал его? Где впервые появились каменная кладка, чертёж, книгопечтание, медицинские рецепты?.. Почему совершал свой бег фараон?» И в подвале заголовка-текста: «Это было за 50 веков до Великой Октябрьской социалистической революции». Авторы и художник размещают дежурный для своего времени материал об Октябрьской революции, но привносят глубинный смысл в факт, представляя революции как обычную для истории форму скачкообразного развития человества. На внутренней стороне последней обложки подборка: «Они писали о революции». В подборке — строки Александровского, Асеева, Ахматовой, Бабеля, авторов, расширявших границы понимания, контекст событий и имевших личную человеческую и художническую позицию…

Заголовок «Наша антология» и текст: «Мы будем печатать стихи, рассказы, очерки, публицистические выступления, по радио – воспоминания очевидцев, участников и свидетелей революции. Мы хотим, чтобы наши читатели мысленно перенеслись на 50 лет назад, получили бы представление о времени высочайшего накала страстей, обострения всех противоречий, о времени революции». Не сказать, что здесь пустая словесная эквилибристика… Со шрифтом постоянно работают: его дают в разрядку, меняют кегли и абзацы, выделяют ключевые идеи, используют в вёрстке «флажки» ¾ правый и левый. Стиль гарнитур точно совпадает с духом и смыслом материала, выявляет в нём подтексты. Можно предположить, что в докомпьютерную эру такое шрифтовое богатство стоило Литвинову и его коллегам немалой крови.

В статье «Эстетика праздника» из рутинной темы надо было сделать шоу — интеллектуальное и визуальное: на вопросы редакции отвечал скульптор Эрнст Неизвестный. Это 1966 г., еще на выставке 1962 г. Н.С. Хрущёв предложил Э. Неизвестному уехать из страны. По этой причине фамилию опального скульптора не вынесли в заголовок, спрятали в тексте. Интересно то, что в интервью Э. Неизвестный говорит, что в 1930-е г. была создана типология праздничного оформления, над ней работали Родченко, Черемных, Маяковский, Татлин, Лисицкий, Мейерхольд; для своего времени всё было ново и смело; пора искать новые формы... Имена, кроме Черемных и Маяковского, в 1966 году звучат ещё непривычно, так журнал выполнял миссию восстанавления памяти об отечественной визуальной культуре и дизайне.

Проектная идея журнала «РТ» способствовала формированию образа такой страны, которую видели авторы: страны свободных, мыслящих, широко образованных граждан; страны людей, живущих творчески, задумывающихся об истории и ценностях, создающих свой мир. Жизнь, какой она моделировалась в дизайне «РТ», была увлекательной, зрелищной, насыщенной — полной, а «именно этого-то мы и жаждем», как утверждал У. Моррис.

Читателей приучали мыслить нешаблонно, исторично, проектно, образно, прибегать к лучшим культурным ассоциациям, а для этого нужны яркие, легкие, подвижные и креативные умы. Сегодня их недостаёт в рекламе, графическом дизайне, хотя технологии и языки дизайна ушли далеко в сторону фотошопа и виртуальности, только с точностью и глубиной графических «текстов», с широтой культурных ассоциаций есть проблемы.

После «РТ» у нас были хорошие издания, но этот журнал остался вершиной большого айсберга, прорыва на мутном графическом фоне. Он запомнился всем, соприкасавшимся с ним, и не случайно о нём до сих пор вспоминают и пишут, хотя многое ушло в небытие.

 


На начальную страницу



©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.