После довольно
продолжительной закулисной раздачи возвратилась на "Завалинку"
пластинка электронной музыки "Метаморфозы".
Куплена
она
была
в
начале
80-х
и
представляла
из
себя демонстрацию
возможностей нового синтезатора SYNTHI-100.
Информация
об
этом
синтезаторе,
как
и
полная
его
фотография,
отсутствовала
полностью и приходилось
гадать, чьё же это творенье и как оно вообще выглядит. После долгих
размышлений было решено,
что это - японская техника, ибо такие чудные звуки технологически мог
извлекать только
аппарат из Страны Восходящего Солнца. Это утверждение продержалась в
моей голове какое-то колличество лет, пока я случайно не узнал, что
автор СИНТИ-100 - выдающийся
инженер Пётр Зиновьев
!
Тут
же вспомнился другой наш гениальный учёный - Е. А. Мурзин, создавший в 1958 году
уникальный синтезатор
АНС
(в честь Александра
Николаевича Скрябина) и
всё - Япония уступила
место СССР. Гордость
за
Родину
просто
распирала.
Это
ж
НАШ советский синтезатор! Но время шло. Появился интернет с
бездонным объёмом
информации. И со временем всё встало на круги своя. Этот удивительный
аппарат - SYNTHI-100, на
котором у нас записано было несколько пластинок, море фонограмм и
Олимпийская Кантата 1980 года, построил талантливый британский
звуко-конструктор Пётр Зиновьев, русский по происхождению и, при этом,
дворянских кровей. Им была
создана в 1969 году компания Electronic Music
Studios (EMS), продавшая и
установившая этот стационарный аппарат в Москве в 1975-76 годах. А
предшествовала этому выставка достижений мировых технологий на фирме "Мелодия" в 1974 году. Именно
там Эдуард
Артемьев и познакомился с Петром
Зиновьевым и его новым изобретением.
Вот как он сам об этом вспоминает: "В синтезаторе было 12 генераторов,
а
сам принцип изобретения уникален тем, что внутри инструмента уже стоял
небольшой компьютер... И сами генераторы были потрясающего
качества. В основном тогда использовались генераторные синтезаторы "Moog", но этот инструмент был на
несколько порядков выше. Совершенно фантастического качества звук...
Инструмент стоил очень дорого (около US $350000). К Дмитрию Шостаковичу ходила целая
делегация с просьбой написать письмо нашему тогдашнему премьер-министру
A. M. Косыгину. В итоге
письмо было написано, и Косыгин его быстро подписал." Благодаря этому
удалось приобрести уникальнейший инструмент. На EMS SYNTHI-100
звук синтезировался путём настройки многочисленных генераторов и
сопутствующих им приборов вручную. "... В нашем варианте", - вспоминает
Эдуард Артемьев, - "отсутствовала память — надо было сделать звук и
сразу его записать, наш "Синти-100" не запоминал подготовленный звук."
В синтезаторе был и трёхтрековый монофонический цифровой секвенсер,
который мог фиксировать 220 нот — просто огромный
объём по тем временам! Записывалось всё на 8-канальный "Studer", но это
позднее, в
80-м. А сначала стояли несколько стереомагнитофонов, и путём перезаписи
фиксировалось выстроенное звучание. Ещё имелось две клавиатуры, что
давало возможность записывать в два слоя на одну плёнку. "Так что,
каждый тембр приходилось делать заново, повторить его было весьма
проблематично. Даже если знали, как и что надо подкрутить, мы всё равно
не могли повторить тембр один к одному — функции ползли, уплывали, и
всегда семпл был немного другой." (Э.Артемьев). Из-за довольно большой
цены продано было в мире всего 12 таких синтезаторов. Первый
синтезатор "Synthi-100" появился в
1974 году, а
последний был продан в 1978-ом. Он
представлял из себя огромный стационарный инструмент, основанный на
наборе генераторов и основывался на трёх синтезаторах VCS3 той же фирмы. Замечу, что
именно VCS3
широко использовала группа PINK FLOYD
на своих альбомах, начиная с 23-х минутной сюиты "Эхо / Echoes" в 1971
году и кончая записью своего легендарного диска "The
Dark
Side
of
The
Moon" в 1973 году. Однако , вернёмся к СИНТИ-100. Кроме
советской фирмы Мелодия и
студии Мосфильм SYNTHI_100
использовали в своих работах многие зарубежные музыканты: Woplfgang Dauner, Daniel Miller, студия Радио Белграда, Фрэнсис Монкман (Francis Monkman) из группы Curved
Air - в альбоме "Phantasmagoria",
швейцарский
музыкант Бруно Споерри (Bruno Spoerri),
композитор Элизабет Паркер (Elizabeth Parker)
на
студии
звуковых
эффектов
британского
телевидения
BBC Radiophonic
Workshop , немецкий композитор Карл-Хайнц Штокхаузен (Karl-Heinz Stockhausen) в альбомах "Zodiac"(CD 24) и "Sirius" (CD 26) и Университет
Студии электронной музыки восточной Англии (University of East Anglia
Electronic Music Studio).
Удивительный
это
был
инструмент.
Тем
не
менее,
некоторое
время спустя
статус
"SYNTHI-100"
подкосил
проект
"Синклавира 2" (Synclavier
ii), созданный
в Америке инженером Сидни Алонсе
и Кемероном Джонсом под
руководством композитора Джона Эппелтона.
Тоже,
кстати,
не
дешевый
инструмент
-
US
$200000.
Мир резво двинулся в
сторону цифровых технологий. В результате Зиновьев совершенно
разорился, не выдержав конкуренции. Однако на его технологиях и
инструметах было записано огромное колличество уникальных произведений.
Только в одном СССР были выпущены пластинки Мелодии "Метаморфозы",
"Картины
настроения" и "Олимпийская кантата",
записано
много
фрагментов
для
кино
и
телевидения.
Что
ж, ничего не
бывает вечного, но музыка остаётся навсегда в нашей благодарной
памяти. Спасибо всем им! (Ваш, Fremus).
|