|
||||
АЛЕКСЕЙ
КОЗЛОВ и АРСЕНАЛ. |
||||
Совершенно
не претендуя на полноту изложения истории АРСЕНАЛ, хочется легким таким
аллюром проскакать замечательный период их творчества, может и приврав
немного где, так только лишь от избытка чувств. Желающим почитать все
это
основательно рекомендую обратиться к первоисточнику - книге
Алексея
Козлова, спрятавшейся здесь.
Итак, начнем. Как это не странно, но рождением своим новый коллектив был обязан пропаже саксофона у Алексея Козлова в кафе "Печора". К этому моменту Алексей Козлов был убежденным авангардистом, игравшим и исповедывавшим так называемый "фри-джаз". И вот, оставшись на время без дела, профессиональный джазмен начал с интересом прислушиваться к тому, что творилось с музыкой вокруг, вне рамок джаза. А происходило очень многое - появился целый пласт произведений в рок-культуре и некоторые ее образцы не уступали по сложности и изощренности тому, что было создано в современном джазе. После долгого изучения новой для себя музыки Алексей Козлов решает собрать коллектив, играющий в этом стиле. Это было довольно трудно, так как подавляющее число джазовых музыкантов с пренебрежением относились к року и наотрез отказались играть такую музыку, а музыканты из рок-среды хотя и чувствовали рок душой, но имели довольно низкий уровень исполнительского мастерства. Прошло почти три года в поисках музыкантов. И вот первая репетиция джаз-роковой группы АРСЕНАЛ состоялась. Произошло это 17 октября 1973 года. Уже через месяц была готова программа нового коллектива. Она состояла из основных арий из оперы "Jesus Christ Superstar", ряда рок-хитов , песен из репертуара "Chicago" и "Tower of Power", а также блока инструментальных пьес типа "Freedom Jazz Dance" Эдди Хэрриса, но на ритмической основе, свойственной направлению джаз-рок. 1974 год начался для для группы серией концертов по клубам, Домам культуры и залам НИИ. Музыканты играли и пели так профессионально, что об ансамбле моментально узнали все, кто интересовался неофициальным искусством. Залы заполнялись непонятно откуда появлявшимися "хиппи", которые умудрялись просачиваться даже в закрытый Курчатовский институт. По мере роста популярности группа сразу попала в полосу внимания властей. Песни на непонятном языке, религиозная тематика и выступления, заканчивающиеся, как правило, какими-нибудь эксцессами. В общем ,естественно, что Алексея Козлова пригласили "куда-надо" и после долгого разговора и проверок, не найдя подсудных правонарушений в действиях коллектива, группу помещают в черный список, запретив тем самым любые выступления в городе Москве. Продлится это вплоть до Олимпиады-80. Только благодаря музыковеду Аркадию Петрову, старому приятелю Алексея Козлова, который в 1974 году работал на Всесоюзном радио, удалось неофициально "выбить" студию на пару часов в здании Государственного Дома по Радиовещанию и Звукозаписи, где АРСЕНАЛУ удалось зафиксировать восемнадцать пьес самого первого репертуара "Арсенала". Две из них представлены в закладке "Музыка". Чтобы не нарваться на крупную провокацию и сохранить коллектив, Козлову пришлось отказаться от каких-либо подпольных выступлений. Тем не менее группа продолжала репетиции, но отсутствие контакта со слушателями изматывало всех. В конце 1975 года, на одну из репетиций АРСЕНАЛА пришел человек, представившийся директором Калининградской областной филармонии, по имени Андрей Александрович Макаров и приглашает АРСЕНАЛ на профессиональную работу. Превращение из затравленных подпольщиков в профессиональных гастролеров было очень непростым с психологической точки зрения. Многие музыканты оказались неготовыми к этому. Начались серии официальных гастролей по провинциальным городам Союза, но это был огромный шаг вперед. После первых же гастролей в местных газетах начали выходить не просто положительные, а какие-то панегирические статьи с оценкой программы. Во многих городах нашлись замечательные журналисты и музыковеды, которые искренне оказали нашему ансамблю очень мощную и своевременную поддержку. Во время гастролей в 1977 году в Ригу, руководитель местного отделения фирмы "Мелодия" Александр Гривас решил, никого не спрашивая, записать программу в студии. В Москве такое было невозможным. Пластинка была записана всего за две смены. Группа уезжает из из Риги, безо всякогй уверенности в том, что это будет опубликовано. Однако запись всплывает три года спустя и издается отдельной пластинкой. В закладке "Музыка" представлена композиция "Сюита в ля-бемоль мажоре" из этого альбома с великолепным вокальным фрагментом, где Мехрдад Бади и Тамара Квирквелия исполняют песню на замечательные слова Расула Гамзатова, в переводе Иосифа Козловского, "Молитва". Это была последняя запись вокальной группы АРСЕНАЛА. С конца 1977 АРСЕНАЛ стал играть чисто инструментальную музыку. Мехрдад Бади, не бывший гражданином СССР, уезжает в Лондон учиться в музыкальном колежде, а Тамара Квирквелия выходит замуж за итальянца. За время существования ансамбля он несколько раз менял свой стиль, состав музыкантов и технического персонала. Но основной костяк анасмбля все же составляли те, кто проникался главной идеей - поиска сплава разных направлений, несмотря на их кажущуюся несовместимость. В первый период профессиональной работы это были: клавишники Игорь Саульский и Вячеслав Горский, гитарист Виталий Розенберг, бас-гитаристы Виктор Заикин и Анатолий Куликов, барабанщик Станислав Коростелев, исполнитель на перкашн (народные ударные инструменты - конго, бонги, маракасы и т.п.) Валерий Демин и группа духовых инструментов - Вадим Ахметгареев, Валерий Таушан, Александр Горобец, Анатолий Сизонов и Евгений Пан. В 1982 Горский-Куликов-Зинчук создают новый коллектив КВАДРО, и Алексей Козлов набирает новый коллектив, но профессионализм и пластическое мастерство нового состава остались на очень высоком уровне. АРСЕНАЛ, пройдя сквозь сложную череду рекарнаций, по сей день радует благодарных слушателей своей неповторимой Музыкой. |
||||
|
Последнее
изменение: 09-Дек-2005
|