Начало.
Из первых уст.
История.
Музыка.
АВТОГРАФ
 
Увеличить    Наступил Новый 1979 год. Среди прочих моих новогодних пожеланий было одно, связанное с творчеством группы "ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО" - очень хотелось услышать новые записи этого коллектива, перевернувшего все мои рок-ценности. Желание сбылось довольно быстро. Ближе к весне у меня появилась катушка с новыми  записями "високосников и машинистов".  Как и в прошлом году они были вместе, друг за другом, но было их очень немного - по времени, всего минут на тридцать. От МАШИНЫ ВРЕМЕНИ присутствовали песни "Блюз о безусловном вреде пьянства", "Шок" и "Люди в лодках", а от ВИСОКОСНОГО ЛЕТА - "Я стал стар" и "Реквием по землянике, растоптанной в августе". Только спустя десятилетия я понял почему они на лентах шли, так сказать, ноздря в ноздрю, - записывались они почти одновременно одним звукорежиссером Александром Кутиковым  в речевой студии ГИТИСа, где он тогда работал. Лента со временем, к огромному моему сожалению, затерялась и копию этих записей я не могу найти до сих пор.
    
Прошло еще несколько месяцев. Наступило время Последнего звонка, выпускных экзаменов и выпускного бала. Как и положено, мы гуляли всю ночь на  Ленинских горах у стен МГУ, веселились, строили планы на будущую, уже взрослую, жизнь. И вот там среди моря Увеличитьтаких же счастливых и опьяненных свободой выпускников 1979 года я впервые услышал новую песню МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в исполнении дуэтом двух ребят, таких же выпускников, как и мы. Песня называлась "Кого ты хотел удивить?" и несомненно должна была стать хитом. И стала им. Но поразило меня другое. В интонациях, мелодике послышалось что-то не от "машины". Все это осталось в подсознании до следующей песни "Поворот", ворвавшейся в эфир радиостанции Moscow World Service Radio спустя еще несколько месяцев.
     Дело в том, что  следующий год 1980 был годом московской летней Олимпиады-80. Советский Союз и Москва, в частности, готовились принять долгожданных зарубежных гостей и не ударить при этом "лицом в грязь". В эфир дозированно довались песни рок-коллективов:  "Машина времени" - "День рожденья", "Ты или я" (Солнечный  остров) , "Поворот",  группы "Воскресенье" - "Кто виноват ?" и других. Выходило в эфир все это именно на Moscow World Service и было инициативой молодежного отдела и ведущего Дмитрия Ухова, в частности. В Москве радиостанция хорошо ловилась на средних волнах и именно с них мне удалось записать на магнитофон в приличном качестве все эти песни. Так вот, возвратимся к песне "Поворот", этот голос с хрипотцой, плотный ритм бас-гитары  выдавали исполнителя - Александр Кутиков. Сомнений не оставалось - группа ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО перестала существовать. Оставалась, правда, какая-то надежда, что может не все так плохо, но очень и очень слабая.
Увеличить       В предверии Олимпиады-80 состоялся грандиозный всесоюзный рок-фестиваль "Весенние ритмы. Тбилиси-80". В эфире периодически звучали песни и композиции с него. Среди новых названий сразу привлек мое внимание  коллектив рок-группы АВТОГРАФ. Информации было мало, но звук, особенно манера игры гитары , очень похожая временами на пассажи ВИСОКОСНОГО ЛЕТА, как бы говорили - слушай парень сюда, музыка продолжается. Так оно и оказалось позднее. 
      Александр Ситковецкий после распада группы ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО в течении 1979 гола собрал новый коллектив. “У меня было желание продолжать музыкальную деятельность," - говорил Александр Ситковецкий. - "было много собственной музыки, не реализованной в "ВИСОКОСНОМ ЛЕТЕ", были кое-какие инструменты. В 1979 г. я начал подбирать музыкантов для новой группы. Вскоре образовался постоянный костяк - Леня Гуткин (бас-гитара), Леня Макаревич (пианист из консерватории) и я. Ударники менялись часто, но остался только один - Володя Якушенко. В этом составе мы начали репетировать, но быстро поняли, что нам не хватает певца. Крис Кельми, который к тому времени еще не определился, вновь вернулся в коллектив и привел с собой певца Сережу Брутяна.”  Вот так  произошла трансформация ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО-АВТОГРАФ. Хотя  трансформацией это можно назвать условно. Конечно, это был другой коллектив, на половину новый, если учитывать и технический персонал. Изменилась музыка, но качество ее и искренность остались прежними.
Увеличить      АВТОГРАФ создает новую программу для участия в первом рок-фестивале "Весенние Ритмы. Тбилиси-80". В этот период в группе играло ДВА клавишника, Крис Кельми и Леонид Макаревич. Музыка получалась просто фантастическая! На фестивале АВТОГРАФ занимает второе место. А за композицию "Ирландия. Ольстер" получает приз - лучшая композиция фестиваля. (фото). Визитной карточкой долго оставалась безымянная увертюра, названная спустя два года "Пристегните ремни безопасности". Два клавишника - это очень много для рок-коллектива. К тому же творческие разногласия между Кельми и Ситковецким приводят к тому, что Кельми вскоре уходит из группы и создает в театре ленинского комсомола коллектив "РОК-АТЕЛЬЕ", взамен пустившегося в свободный полет АРАКСа.
      Начало восьмидесятых было “золотым временем” для АВТОГРАФа. “... Была готовая программа, мы открывали для себя многие города Советского Союза, все было замечательно” (А.Ситковецкий).  В этот период АВТОГРАФ пишет музыку на слова поэтессы М.Пушкиной, ранее сотрудничавшей с ВИСОКОСНЫМ ЛЕТОМ. Тем временем рок-группы стали  приглашать на съемки в кино и телефильмах. Не оказался в стороне и АВТОГРАФ. В 1982 г. ансамбль снялся в лирической комедии «Шляпа» режиссера Леонида Квинихидзе с Ириной Мирошниченко, Людмилой Савельевой и Риммой Марковой в главных ролях. Годом спустя АВТОГРАФ пишет звуковое сопровождение для совместного советско-югославского фильма "". Концерты идут один за одним.
Увеличить      Мне посчастливилось побывать на трех сольных концертах группы АВТОГРАФ в Москве. В 1982 году, в январе 1983 г. в ДК электро-лампового завода им. Владимира Ильича Ленина и в конце 1983 в Спортивном комплексе "Дружба" на м. Спортивная. Каждый концерт был праздником, которого с нетерпением ждал. С собой брались кассетный магнитофон и фотоаппарат. Записи, как и фотографии, получались никудышные, но все-равно это было хоть что-то, что можно было послушать потом еще не раз, вспомнить то представление, что разворачивалось на сцене. Музыка была сложная и новые композиции с первого раза не прочувствовались до конца. Их надо было слушать несколько раз, находя васе новые и новые нюансы. Не было ни одной проходной вещи, все было на достойной "автографцев" высоте. Из  фотографий того периода в которых худо-бедно можно что-то разглядеть можно посмотреть здесь. Сделаны они в ДК МЭЛЗ Ильича фотоаппаратом "Смена-8М" с середины зала. Группа работала на грани возможного, слишком плотным был график. Постоянные гастроли, тем не менее, не мешали появлению в программе новых и новых композиций.
      
В 1983 году, когда для рок-музыкантов началось "закручивание гаек", группа, чтобы избежать идеологического прессинга, решилась  принять участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Получив вторую премию, музыканты могли потом "прикрываться" ею как пропуском на большую сцену. То был "год борьбы за выживание группы". С другой стороны звание лауреатов конкурса открыло перед ними двери Железного занавеса, и "Автограф" отпустили на первые зарубежные гастроли. За ними вторые,...пятые,...  Вот тут-то, как мне кажется, что-то и дало коррозию в монолитном механизме группы.
"Автограф" 1982 г.     "На вкус и цвет товарищей нет" - гласит мудрая поговорка. На мой взгляд и слух самая интересная музыка была создана группой именно до начала массовых зарубежных выступлений.
Группа исчезает с территории СССР года на два-три и становится этакой рок-агит-бригадой, убеждая своим мастерством, что рок, серьезный и качественный, с Союзе есть. Выступления проходят в Болгарии, Венгрии, ГДР, Франции, Польше, перемещаются за океан. Состав группы меняется. Из коллектива уходит Леонид Макаревич, на смену приходят Руслан Валонен (Дубровин), Сергей Мазаев. Меняется и музыка. Поездки за океан и работа с американскими звукорежиссерами и студиями приводят к тому, что звук становится четким, жестким, профессионально выверенным по шаблонам западного шоу-бизнеса. Но.., да простят меня музыканты группы, похожим на стандартный американский рок-музон.
       К сожалению этого периода хватило, чтобы место было занято другими. Густым чертополохом поднялась на советской эстраде фанерная попса, уродуя и без того печально низкий уровень музыкального вкуса большинства населения. Попытки переломить ситуацию выпуском на Мелодии в 1989 году второго альбома "Каменный край", созданного по всем правилам американского музыкального
бизнеса и частично обкатанного опять же в Америке изначально были обречены на провал. Диск не имел успеха в СССР. Да и мне кажется был слабее предыдущего, беднее по идеям. Хотя, одновременно с этим сольная пластинка Александра Ситковецкого, выпущенная на Мелодии почти одновременно с "Каменным краем" отличалась от последней именно наличием интересных идей и музыки надолго остающейся в памяти. Налицо был кризис. Сделав еще несколько попыток, АВТОГРАФ потихоньку растворяется в 1990 году и воссоединяется спустя 15 лет только для нескольких выступлений на свое 25-летие (на самом-то  деле группе 26) и, как венец, финальное выступление на LIVE AID-2005.
Увеличить    Л.Гуткин: "АВТОГРАФ перестал существовать в 90 году, по причинам сугубо творческим. Мы записали, на мой взгляд, один из самых наших успешных альбомов "Каменный край", но в какой–то степени были изнурены работой над ним в течение трех лет. К тому времени группа существовала одиннадцать лет, и в какой–то момент мы просто почувствовали себя опустошенными и решили, что в ближайшем будущем вряд ли сможем записать что–то интереснее того, что мы сделали в последнем альбоме. Другое дело, что у нас и планов по прекращению деятельности группы не было, мы намеревались сделать перерыв в работе на несколько месяцев — от полгода до года, — чтобы каждый, кто, быть может, хотел реализовать собственный проект, реализовал бы его. Но в течение этого года произошли события, которые повлияли в какой–то степени на возможность дальнейшего воссоединения. Часть группы оказалась за границей; с распадом Союза проекты, которые музыканты АВТОГРАФа намеривались осуществить в СССР, стали невозможны, и наоборот — сольные проекты отдельных участников группы разрослись до неимоверных размеров. Ну и так далее... Так что мы не расставались со скандалами, более того, мы все до сих пор дружим, перезваниваемся, выпадает возможность — встречаемся."
        Вот и все... Но Музыка продолжается, хотя и не под названием АВТОГРАФ.  У всех бывших музыкантов свои фирмы, своя жизнь, свои планы, совсем не связанные с группой АВТОГРАФ.
      Александр  Ситковецкий живет в Лос–Анджелесе, по–прежнему не расстается с музыкой; кроме того, он занимается компанией "A&T Trade", являющейся самым большим дистрибьютером в России музыкальных инструментов.
      Леонид Гуткин - уехал  в Лос-Анджелоса, до начала 94 года играл в группе, которая имела контракт с EMI. Потом  занимался продюсированием. В 97 году возглавил российскую компанию Крем–Рекордс.
      Виктор Михалин занимается продюсированием Кристины Орбакайте и Саши Маршала — вокалиста и басиста группы ГОРЬКИЙ ПАРК. Наряду с этим он работает в дирекции компании ОРТ–Рекордс.
      Леонид  Макаревич, клавишник первых двух составов группы, работает  на телевидении в оркестре и преподает фортепиано студентам в консерватории.
     Сергеем Брутян,  живет в Москве, но находится вне музыки.
     С.Мазаев покинул “АВТОГРАФ” летом 1990 года, добившись успеха как лидер «МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА»
     Руслан Валонен играл на клавишных на записывавшемся в декабре 1991 года альбоме «МЕГАПОЛИСА» «Женское сердце». 
     Артур Беркут с лета 1997 г. выступает с группой "МАСТЕР", а затем надолго переходит в группу "АРИЯ".

О группе можно говорить долго - лучше послушать, вспомнить одну из великих арт-роковых команд Союза.

Начало.
Из первых уст.
История.
Музыка.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz