|
|||
Ансамбль на протяжении 1974-1977 годов часто выступал по Эстонскому радио, концерты его проходили с успехом. Слушателей привлекала красочность звучания этого коллектива, его попытка соединить музыку с изобразительным искусством. Ансамбль завоевал популярность, в особенности в среде студентов, породил последователей. В то время и началось сотрудничество Свена Грюнберга с Хярмо Хярмом (р. 1949), продолжающееся и по сей день. Хярмо Хярм создал различные электронные устройства, которые расширили композиторские возможности Грюнберга в реализации его музыкальных идей. С 1977 года Свен Грюнберг выступает как профессиональный композитор. Он пишет музыку к театральным спектаклям и фильмам, становится членом Союза кинематографистов. С самых первых произведений музыку Свена Грюнберга отличает романтическое звучание, философская глубина. Отсюда и предпочтение свободно развивающихся повествовательных форм. Среди всех прочих достоинств музыки автор считает особенно важной ее способность вызывать мир зрительных образов, ассоциаций, способность открывать в человеке духовные силы. Автор ищет вдохновения в естественной чистоте и целостности природы, в старинной музыке с ее пантеистическим взглядом на мир. В то же время его музыка современна. В ней как бы сливаются далекие эпохи. Соединить прошлое и настоящее - вот задача художника. Стремление к синтезу проявляется и в объединении электронных инструментов с традиционными. В записи этой пластинки звучат различные синтезаторы, орган, арфа, колокола, колокольчики, тамбурины, кастаньеты и т.д. На всех инструментах играет сам автор, который является также и звукорежиссером. Основной инструмент его четырехчастного цикла "Дыхание" (1879-1780) - акустический орган. Произведение это, как и вся музыка диска, программно. Человек и окружающий мир - вот главная его тема. Шум водопада, журчание ручейка, дыхание земли... Пред нами Вселенная от глубин океана до звонкой тиши звездного неба, биение человеческого сердца во всепоглощающем покое бесконечности... Кульминация произведения в четвертой части, где сливается природа с душой человеческой. «Мир мгновенный и мир вечный, мир ничтожный и мир бесконечный. И мир первый равен миру второму» (А. Битов). "Путь" (1980) - это постоянно меняющееся продолжение. Путешествие к той, дальней точке бесконечности, где любое из мгновений может начаться вновь. Музыка построека на произвольной игре вариаций. Симфоническая поэма "Цветение" (1978) состоит из шести следующих непрерывно одна за другой частей. I часть начинаетея витающей в пространстве мелодией. Но вот к ней присоединяется вторая, затем третья... Мелодии сливаются в полифоническом звучании, как бы рождая начало всех начал. II часть. Ритм музыки в духе токкаты наводит мысль на сущность движения. III часть. Пятиголосная полифония; у каждой партии свой характер и ритм. Любую из них можно воспринимать и отдельно, и в созвучии. В конце части голоса прекращают свой спор и стихаю, рассыпаясь. IV часть. Перелом. Звуки умиротворенной природы. В конце части врывается властное биение пульса. V часть. Цветок раскрылся. Ритм музыки передает ощущение непобедимой силы самовозрождающейся жизни. VI часть. Короткая кода словно оглядывается на пройденное (возникают образы предыдущих частей). Но в то же время открытый финал, с его растворяющимися вдали звуками, говорит: нет конца, есть бесконечность, жизнь не обрывается, дверь в будущее отворена. (Л. Семлек) ( из аннотации к пластинке )... (Ваш, Fremus) Звуковых дорожек: 6 Общеее время звучания: 46:48 Занимаемый объем: 42,9 MБайт |
|||
|
|